Бенуа́ Александр Николаевич (1870-1960), художник, историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа, брат А. Н. Бенуа. Один из организаторов и идейных лидеров объединения «Мир искусства», создатель одноименного журнала. В живописи, графике, театральных работах («Версальская серия», 1905-1906; иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, 1903-1922) тонко передал стиль прошедших эпох. В искусствоведческих работах высказывался за самоценность эстетических качеств искусства, против его чрезмерной идеологической перегруженности; был одним из первооткрывателей, знатоков и ценителей русского искусства XVIII - начала XIX вв., которому посвятил значительное число работ. Художественный руководитель Русских сезонов (1908-1911), режиссёр (МХТ, 1913-1915). С 1926 жил во Франции. Автор «Воспоминаний».
* * *
БЕНУА Александр Николаевич - БЕНУА́ Александр Николаевич (1870-1960), русский художник, историк искусства и художественный критик. Внук архитектора А. К. Кавоса, сын Н. Л. Бенуа (см. БЕНУА Николай Леонтьевич) . Идеолог «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА). В живописи, графике, театральных работах («Версальская серия»; иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, 1903-22) тонко передавал стиль прошедших эпох. В искусствоведческих трудах сочетал пропаганду классического наследия с проповедью «свободного искусства». Художественный руководитель «Русских сезонов» (см. РУССКИЕ СЕЗОНЫ) (1908-11), режиссер (Московского Художественного театра, 1913-15). С 1926 жил во Франции.
* * *
БЕНУА́ Александр Николаевич [21 апреля (3 мая) 1870, Санкт-Петербург - 9 февраля 1960, Париж], российский художник, историк искусства и художественный критик. Вдохновитель и лидер объединения «Мир искусства».
Сын архитектора Н. Л. Бенуа (см. БЕНУА Николай Леонтьевич). Учился в Академии художеств (1887), основные навыки живописи получил от брата Альберта, акварелиста и архитектора. Жил в основном в Петербурге. Был главным идеологом журнала «Мир искусства» (1898-1904), позднее стал инициатором создания одноименного общества.
Пребывая в романтической оппозиции к современности, всегда вдохновлялся стариной, черпая сюжеты для своих акварелей и гуашей в 18 в. и раннем 19 в. Во время частых поездок во Францию создал большую акварельную серию «Последние прогулки Людовика XIV» (1897-98, Русский музей и др. собрания), меланхолично-элегическую по тону, надолго утвердившую за ним славу «певца Версаля и Людовиков». В 1907-10 выполнил серию гуашей для издания «Русская история в картинках» (Санкт-Петербург, 1910); его исторические образы («Парад при Павле I», гуашь, 1907, Русский музей) впечатляют достоверностью живого, ироничного анекдота. В замечательных - благодаря своему тонкому, романтичному историзму - сериях иллюстраций к «Пиковой даме» (1899 и 1910, отдельное издание - Санкт-Петербург, 1911) и «Медному всаднику» А. С. Пушкина (1903-22; отдельное издание - Петроград, 1923) выступил как реформатор русской книжной графики.
Возглавлял художественную часть антрепризы С. П. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович), активно участвуя в его «Русских сезонах». Работал как художник и режиссер Московского художественного театра (1913-15), Большого драматического театра и Театра оперы и балета (1919-25) в Ленинграде. В своей сценографии [балет Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» в Мариинском театре (1907), «Петрушка» И. Ф. Стравинского в театре Шатле в Париже (1911), «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина в МХТ (1914-15, Бенуа здесь выступил также и как режиссер) и многие др. спектакли] продолжил традицию «живописного театра» 18-19 вв., придав ей новую драматическую остроту.
В 1894 дебютировал как историк искусства, написав главу о русских художниках для немецкого издания «История живописи XIX века» Р. Мутера (Мюнхен, 1894). Здесь, а также в «Истории русской живописи в XIX веке» (Санкт-Петербург, 1902) и «Русской школе живописи» (в 10 выпусках, Санкт-Петербург, 1904-06) впервые обстоятельно определил самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне других европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствознание стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (Санкт-Петербург, 1912-17). Постоянно выступал и как критик (наиболее значительны его статьи 1908-17 в газете «Речь»). Выражая тревогу по поводу отсутствия в современной культуре объединяющего «большого стиля», боролся против безвкусицы и варварского отношения к памятникам истории и искусства; выступал против русского авангарда с консервативно-охранительских позиций.
С 1917 активно участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 возглавил Картинную галерею Эрмитажа). Но, разочаровавшись в Революции, в 1926 обосновался в Париже. Сохранив верность историко-ретроспективной эстетике «Мира искусства», много и плодотворно работал в театрах разных стран: парижской «Гранд-Опера» (1927-34), миланской «Ла Скала» (1947-56), где постановочную часть возглавлял его сын и ученик Н. А. Бенуа (см. БЕНУА Николай Александрович), театрах Лондона, Нью-Йорка, Вены и др. городов.
В написанных в поздний период мемуарах «Мои воспоминания» (Нью-Йорк, 1955; 1-е издание в России - М., 1980) проникновенно воссоздал атмосферу духовных и творческих исканий «серебряного века» в России рубежа 19-20 столетий.